Национальная Ассоциация Участников Электронной Торговли (НАУЭТ) совместно с маркетинговой службой PM GROUP оценила состояние рынка электронной торговли в России в 2005 году. Результаты исследования были
Темпы роста в потребительском сегменте электронной коммерции с 2001 по 2005 год составляют 151%, в секторе b2b цифра значительно выше - 294%, а сектор b2g за этот период вырос на 102%.
Сегмент b2c демонстрирует стабильный рост с 250 млн. долл. до 1 млрд. долл. B2B также развивался постепенно, однако в 2004 году произошел резкий скачок, который поднял отметку до 1,3 млрд. долл. в 2005 году. Самым стремительной оказалась b2g отрасль – с нулевой отметкой в 2002 году оборот вырос до 2 млрд. долл. в 2005 году.
Лидером в отраслевой структуре закупок и продаж в b2b сегменте является энергетика, нефтепродукты и газ, которые вместе составляют 62%, в сельском хозяйстве продают и покупают на 10% от общего числа сделок, 8% у продуктов питания, многоотраслевые – 4%, 3% - компьютеры, 2% - металлы, 11% - другие.
По количеству интернет-магазинов в b2c первое место занимает бытовая техника и электроника – 27%, по 12% у магазинов, предлагающих книги, газеты, журналы, CD, DVD, VHS, MP3 и интернет-продавцов автомобилей и запчастей. По 11% у товаров и оборудования для дома и он-лайн прилавков с играми, игрушками, товарами для детей, подарками и цветами. Компьютерное оборудование и комплектующие предлагают 10% интернет-магазинов, спортивные товары – 7%, 5% - аудио, видео и цифровая техника и 5% - товары класса люкс, ювелирные изделия и часы.
Лидером потребительских продаж по результатам исследования является бытовая техника и электроника – 39%, на втором месте – компьютерное оборудование и комплектующие – 14%, 10% - игры, игрушки, товары для детей, подарки и цветы. Товары и оборудование для дома в общем объеме продаж составляют 8%, 7 % - книги, газеты, журналы, CD, DVD, VHS, MP3, а также автомобили и запчасти, 4% у спортивных тораров и меньше всего (3%) у товаров класса люкс, ювелирных изделий и часов.
По среднему количеству покупок в интернет-магазинах в день десятку возглавляют книги, газеты, журналы, CD, DVD, VHS, MP3 с 468,5 покупок; количество билетов на культурные мероприятия – 110; 77 покупателей у программного обеспечения, компьютерное оборудование и комплектующие – 49,1; 37, 6 у товаров и оборудования для дома; товары класса люкс – 22,7 покупок; столько же у товаров по уходу и косметике.
Среди 3850 опрошенных интернет-пользователей 1785 человек являются покупателями интернет-магазинов. Ими было совершено 21300 покупок на сумму более 2 млн. долл. По данным НАУЭТ 10 млн. россиян сделали покупки через интернет в 2005 году.