В 2005 г. россияне потратили в интернет-магазинах свыше $1 млрд. Бестселлерами стали "серая" электроника и компьютерные комплектующие. Виртуальность позволяет торговцам экономить и демпинговать.
В распоряжении
Частник и государство
Кроме увеличения числа покупок физическими лицами, росли и объемы сделок в так называемом сегменте В2В (business-to-business). Его объем в прошлом году практически утроился и составил $1,3 млрд. Причем 62% рынка В2В ($806 млн) пришлось на компании топливно-энергетического комплекса. Госзакупки в интернете в 2005 г. почти не изменились по сравнению с 2004 г. и составили $2,1 млрд, так как в прошлом году госзакупки через интернет проводили практически те же ведомства, что и в 2004-м. При этом 80% госзакупок-онлайн пришлось на Росатом. Общий же объем рынка электронной торговли в 2005 г. составил $4,47 млрд – на 38% больше, чем в 2004 г.
Чуть-чуть преступно
Секрет быстрого роста популярности виртуальных магазинов у населения объясняется тем, что покупки в них совершать удобнее и быстрее, и цены ниже. Последнее, пожалуй, весомее. Не случайно хит продаж – бытовая техника и электроника. Мало того, что продавец экономит на аренде торговых площадей и зарплатах персонала, так зачастую через интернет реализуется техника, ввезенная в страну по "серым" схемам – без уплаты всех положенных сборов. В результате интернет-предприниматель имеет возможность демпинговать. Обычные магазины не выдерживают ценовой конкуренции. А вопрос гарантии решается просто – нередко покупателю вместе с телевизором или холодильником на руки выдают гарантийный талон с печатью "родственного" магазина с незаполненной датой продажи. Это, кстати, еще один довод в пользу виртуального магазина в глазах покупателя. Сломался холодильник через 5 лет – ставь дату, что купил его год назад и вези в официальный сервис.