Суббота, 18 декабря 2010 г.
ITПоиск

ITОпрос

Как часто Вы посещаете блоги?

Несколько раз в день
1 раз в день
Несколько раз в неделю
1 раз в неделю и реже
Не посещаю
Блоги - а что это такое?




Web-2.0 для пользователя и для бизнеса: доклад, которого не было (2/+0)

25.04.2006, Ярослав Грешилов, Группа «Эксперт» Мнение

Секция по Веб 2.0 на КИБе, признаться, произвела странное впечатление. Сначала круглый стол сошелся в дружном и всеобщем экстазе на тему «Веб 2.0 — это миф», затем начал всерьез обсуждать, как делать бизнес на том, чего не существует. Участники круглого стола соревновались в том, кто выдумает более яркий образ и более веселую метафору, пройдя все стадии обсуждения от покраски забора до приготовления супа, но так ни разу и не коснулись сущности обсуждаемого явления.

Я склонен согласиться с Антоном Носиком в том, что тема эта вполне заслуживала отдельного доклада. Более того — таковой доклад был нами (интернет-департаментом группы «Эксперт») подготовлен, но в формат круглого стола, к сожалению, не вписался. Шоу под названием «Web-2.0 для пользователя и для бизнеса» удалось, но вопрос о том, что же это такое — остался открытым. Сегодня я представляю читателям Вебпланеты доклад, которого не было, но который вполне может дать ответ на вопросы, поставленные организаторами секции.

Интернет-проекты нового поколения: основания, принципы устройства, направляющие для бизнеса

Мое выступление будет посвящено трем вещам. Первое. Что скрывается за красивой вывеской «web 2.0»? Те, кто думают, что за ней скрываются новые технологии, сильно ошибаются. Второе. Принципиальная схема устройства интернет-проекта нового поколения. Какие элементы обязательно должны быть в проекте, чтобы он случился, оказался востребованным и успешным. Третье. Основы выстраивания бизнеса на новых проектах. Как сделать проект коммерчески эффективным, причем так, чтобы он не терял своей общественной полезности и значимости.

Итак, первый пункт. Web 2.0 – за этим словом стоят не новые технологии, а новые схемы. Тем, кто всерьез полагает, что все дело в новых технологиях, можно порекомендовать только одно – освежить свое представление об истории философской мысли прошлого века. Давно стал общепризнанным тот факт, что человечество научилось управлять развитием науки, научилось заставлять ее производить именно те технологии, которые потребуются в будущем, но уже сейчас понятно зачем. Не является исключением и наша с вами сфера – интернет.

Главное, что сейчас происходит в интернете – новый мейнстрим – изменение ключевой функции Сети. Она перестает служить средством представления материалов, а становится средством их формирования и использования.

Для того, чтобы создавать эффективные интернет-проекты нового поколения, нужно владеть, как минимум, тремя понятиями. То есть понимать, что такое человек – современный человек в европейской культуре. Понимать, что такое модернизм, и что такое постмодернизм. Те, кто будут понимать это лучше остальных, получат шанс без очереди купить билет на поезд в будущее.

Современный человек принципиально индивидуален. Чем дальше в прошлое мы посмотрим, тем больше увидим связей человека с другими людьми, связей помогающих ему жить и ориентироваться в мире.

Теперь несколько слов о модернизме и постмодернизме. Те, кто считают эти понятия абстрактными и бесполезными выдумками философов, глубоко заблуждаются. Я далек от желания утверждать, что они описывают современный мир, как он есть «на самом деле». Но они могут предоставить такое видение современного мира, которое позволит конструировать более значимые и эффективные проекты, чем ныне существующие.

Модернизм и постмодернизм – это понятия, указывающие на ту историческую эпоху, в которой все мы с вами живем. Главная идея модернизма заключается в утверждении естественного права человека на воображение и его реализацию. Например. Неважно, есть ли у вас музыкальное образование, вы можете создавать музыку и претендовать на публичное внимание к ней. И это относится к любым сферам человеческой жизни, а не только к искусству. Все созданное людьми модернизм делает актуальным и исходно равноценным. Нет никаких общих предзаданных правил, опираясь на которые можно было бы сказать, что учебник по менеджменту, написанный Друкером, это очень практичный и ценный текст о том, как управлять, а, например, «Искусство войны» Сунь Цзы – это бесполезная ерунда. На практике все может оказаться прямо наоборот. То есть ключевой вопрос в том, как вы сможете это применить, и будет ли вам это полезно?

Таким образом, современный человек, который, как мы помним существенно индивидуален, обнаруживает себя один на один с бесконечным множеством творений, созданных людьми до него. Причем творений самостоятельных и самодостаточных, либо по факту отношения к ним их авторов, либо по факту отношения к ним данного человека.

«Как человек может жить в таком мире?» – С этого вопроса начинается постмодернизм. Человеку нужны средства, инструменты, чтобы сделать себя соразмерным этому миру. Точно так же, как, например, строительный кран делает человека соразмерным неподъемным бетонным плитам. Одним из таких средств на наших глазах становятся интернет-проекты нового поколения.

Теперь поговорим о принципиальном устройстве таких проектов.

Для этого обратим внимание на схему.

Во-первых, проект строится на базе некоторой предметности. Это может быть все, что угодно – от личных дневников до освоения космоса (книги, фильмы, мода, здоровый образ жизни – ряд действительно бесконечен). Важно, чтобы выбираемая для проекта предметность отвечала наличию массового индивидуального интереса к ней. Причем, желательно – никак эффективно не реализуемого интереса.

Второй аспект. Ключевым содержанием проекта является система сервисов и интерфейсов, позволяющая каждому отдельному участнику реализовывать свои интересы по отношению к данной предметности. Понятие интерфейса крайне важно для таких проектов. Интерфейс хорош тогда, когда он обеспечивает взаимную «портретизацию» участника и системы. То есть делает участника понятным и полезным системе, а результаты работы системы – понятными и полезными участнику.

Следующий аспект. На схеме указано сообщество. Оно обозначено пунктиром, потому что никаких сообществ нет. Создание сообществ – это миф, наверное, один из самых стойких мифов в сфере интернет-проектирования. Сообщество – это условная, специально организованная конструкция, которая держится не на связях между людьми, а на интерфейсном отношении человека и системы, а также на использовании эффектов коллективного разума и достаточной представительности разных интересов и связанных с ними активностей.

Наконец, еще одна неотъемлемая часть проекта – это редакция. Приоритетная задача которой – это удержание качества и человечности системы. Когда я говорю «качество», я имею в виду вовсе не качество контента («контент» – это такое же безнадежно устаревающее слово, как и слово «пользователь»). Говоря о качестве, я подразумеваю качество реализации интересов участников, удобство и функциональность интерфейсов, полезность сервисов, скорость работы системы (и в аппаратной, и в редакционной части) – все то, что формирует у участников ощущение ценности для себя данной системы.

В виду всего сказанного я предпочитаю называть интернет-проекты нового поколения аббревиатурой «МКС» – массовые коммуникационные системы.

Переходим к третьей части – направляющие бизнес-логики МКС-проектов. Таких направляющих можно выделить четыре. Первое – это, очевидно, классическая реклама, которая тем более актуальна, чем выше посещаемость и действительная полезность проекта.

Второе – это нацеленная реклама, которая, на самом деле, уже не совсем реклама, или даже совсем не реклама. Действительно, разве корректно называть «рекламой» процесс, когда до человека доносится информация о том, что ему действительно нужно и там, где он ожидает такую информацию обнаружить? Принципиально важным для работы этой бизнес-составляющей является такое качество системы, при котором участник замотивирован на то, чтобы сообщать о себе достоверную и развернутую информацию. А это может быть только в том случае, когда он понимает, что именно такой вариант поведения сделает систему полезной для него.

Третье – это оплачиваемый участниками доступ к системе. Данная бизнес-составляющая будет работать только тогда, когда система сама по себе будет интересна и полезна участникам. По отношению к такой системе сконструировать дополнительные возможности (потенциально востребованные уже действующими участниками) вовсе не является неразрешимой проблемой.

Наконец, четвертое – это капитализация МКС-проекта, или как бы сказали экономисты – это финансовое оформление общественно полезных эффектов системы. Самое сложное, но и самое интересное направление для разработки, требующее умения видеть возможности там, где пока ничего нет. Самые простые примеры в этом направлении известны – когда, скажем, компания Амазон использует информационную базу данных о фильмах для продажи их на dvd и прочих носителях. Более хитрые конструкции, которых пока нет, но которые обязательно будут, например, такие – если мы знаем, что в Москве есть тысяча людей, которые с удовольствием бы посмотрели фильм «Гладиатор» на большом экране, при этом если у нас есть эффективные способы коммуникации с этими людьми, мы без особого труда организуем для них специальные сеансы к общей выгоде и этих людей, и кинотеатра, и нашего проекта.

В заключение я хочу сказать несколько слов о том, зачем я и мои коллеги занимаемся всем этим. Зачем я рассказываю все это здесь, зачем мы занимаемся стартапами в этом направлении. Все это делается для того, чтобы граница допустимого риска для людей и компаний, готовых вкладываться в интернет, изменилась бы с точности до предметов на точность до схем. Чтобы такие компании, как Рамблер и Mail.ru не занимались бы созданием своих блогов, что на достаточном уровне качества уже сделано тем же Живым Журналом, а шли бы дальше и разрабатывали те направления, которые пока никто не освоил. А таких направлений действительно много, только нужно суметь их увидеть и сконструировать.


Источник:

www.webplanet.ru


ITОбсуждения

Сообщения, начиная с 1-го (всего: 2)

 

28.04.2006 12:56 // salnsg  [email protected]

правильно, только не учить матчасть, а просто ненавязчиво так раздавать всем на входе распечатку этой статейки из "педии", кто не может по-аглицки - русский перевод давать. Пусть хоть перед семинаром почитают, в тему въедут. Глядишь и не было-бы того сумбура в головах, о котором здесь рассказывается...

ответить


26.04.2006 16:50 // mr. l  

учить матчасть
http://en.wikipedia.org/wiki/Web_2.0

ответить



Новое высказывание

Редакция напоминает, что в комментариях запрещается:
- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
- вторжение в частную жизнь обсуждаемых лиц;
- употребление ненормативной лексики, публикация угроз, оскорбление участников форума;
- публикация сообщений, содержание которых входит в противоречие с законодательством РФ;
 
Высказывания, нарушающие данные Правила, будут удаляться модератором без специального предупреждения.


Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код, используя картинку в качестве подсказки: *
KEYCODE


Материалы по теме

  • 31.10.2008 Чем грозит кризис IT-компаниям? (6/+0)
  • 26.04.2007 "Падонки" идут за Мефодием под влиянием олбанизации (0/+0)
  • 19.04.2007 Кого посчитал «Рейтинг ведущих веб-студий Рунета»? (1/+0)
  • 30.03.2007 Кто едет на РИФ? (5/+0)
  • 07.01.2007 Прогноз тенденций рынка веб-разработок СПб в 2007 году (71/+0)
  • ITОбсуждения

    ITРеклама