Все же интернет - прекрасная вещь. Столько интересного и разного. Вот на выходных наткнулась на размышления Сергея Котырева, ген. директора UmiStudio, о превратностях выбора web-разработчика. Не могла не поделиться с коллегами прочитанным.
Ловим Сетью. Записки о правильном использовании интернета для бизнеса. Записка №6. Еще немного о сайтах. Кому и сколько платить?
Рынок интернет-разработок крайне неоднороден. Среднерыночная цена на нужный данной компании сайт – это как средняя температура по больнице.
Можно выделить 4 группы web-разработчиков, разделяющиеся по цене и качеству:
- интернет-агентства полного цикла (несколько десятков в стране, по 15-40 штатных специалистов, берутся за проекты от $10 до 100 тыс. и выше);
- студии частичного сервиса (тысяча-две на страну, команды 5-15 чел., бюджеты $2-15 тыс.);
- фрилансеры (несколько тысяч неформальных команд по 1-3 чел., бюджеты от $300 до 3 тыс.);
- «пионэры» (десятки тысяч школьников и студентов, цены от $50).
Разброс цен между предложениями разработчиков разных классов отличается на порядок, а внутри одного класса – в разы. Иногда разница в результате может быть менее заметной, чем в цене за этот результат. Работа с большинством фрилансеров и «пионэров», помимо низких цен, отличается и негарантированными результатами.
ПОПУЛЯРНЫЕ СПОСОБЫ ВЫБОРА WEB-ПОДРЯДЧИКА
Минимальные цены
До последнего времени – доминирующий принцип выбора 90% заказчиков. Когда не понимаешь, на что тратишь деньги, и подсознательно уже выбрасываешь их на ветер, лучше выбрасывать их поменьше. Понимая, что ничего не понимают, заказчики упрощают задачу до выбора по критерию минимальной цены и имеют то, что имеют.
Обычно такой заказчик обзванивает студии по желтым страницам и без прелюдий задает единственный вопрос: «Сколько у вас стоит сайт?». Встречный вопрос, «Каков ваш бюджет?», воспринимается как попытка заглянуть в чужой бумажник.
Тендеры и конкурсы
Принцип большинства конкурсов – «шлите нам ваши идеи, эскизы и предложения – и мы выберем подрядчика с минимальным бюджетом, а может, и используем понравившиеся идеи других участников конкурса». Государство также проводит IT-конкурсы, там критерием победы являются связи участника и долевое участие в освоении бюджетов. По этим причинам лучшие исполнители не тратят свои ресурсы на участие в неоплачиваемых конкурсах.
Глубокое исследование рынка
Попытка самостоятельно исследовать рынок web-разработок может привести к неврозу. Специализированные СМИ про интернет только сейчас начали составлять рейтинги главных игроков рынка. Каталоги услуг фрилансеров (
Оценка качества или цены/качества
Поскольку качество сайта – это только то, как он помогает зарабатывать деньги владельцу (или добиваться других целей –
Работы в своей отрасли
Заказчики часто смотрят на наличие выполненных проектов для своих конкурентов по отрасли как на обязательное условие или главное преимущество подрядчика. Это является проявлением известного клинического рефлекса «хочу как у них» – худшего способа позиционирования компании относительно своих конкурентов.
ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫБОРА WEB-ПОДРЯДЧИКА
Относитесь к интернету как к инвестициям, а не как к затратам.
Думайте не «сколько стоит», а «сколько я получу взамен за вложенные деньги». Кандидатов попросите рассказать об успешно выполненных ими проектах с объяснением показателей и критериев этой успешности. Только самые ответственные разработчики интересуются этими показателями у своих клиентов и смогут об этом рассказать. Не объявляйте конкурсов, если конкурс неоплачиваемый и его предметом не является сугубо креативная работа.
Не пытайтесь понять, сколько стоит сайт вообще – «сайта вообще» не существует.
Оценивайте бюджеты с точки зрения того, что он должен вам дать и сколько за эту полезность вы готовы заплатить. Лучше всего задавать вопрос о цене проекта только после обстоятельного рассказа о вашей компании, бизнесе, целях, конкурентах и т. п.
Желательно заранее определить свой бюджет на интернет-присутствие и продвижение, а потом выбрать тех, кто предложит способ его наиболее эффективно использовать. Для B2C компаний интернет-бюджет определяется в размере 5-10% от рекламного.
В B2B, где в рекламе важна только продающая составляющая, попробуйте представить объем интересной вам интернет-аудитории в нужных вам регионах. Потом представьте, что 0,1-1% из них благодаря сайту стали вашими покупателями. Тогда ваш бюджет на интернет-продвижение – это то, сколько вы готовы заплатить за этих клиентов и эти продажи. Иногда эта грубая калькуляция открывает глаза на скрытые возможности сети для вас.
Лучше рассматривать те компании, которые вам нравятся своим позиционированием, сотрудниками и работами.
Пообщайтесь с руководством подрядчика и с менеджером проектов, который будет работать с вами. Постарайтесь почувствовать, понимают ли они вас и ваши нужды, понимаете ли вы их идеи (если таковые есть).
Проанализируйте портфолио кандидатов на предмет их разнообразия, статуса заказчиков и наличия у компании постоянных заказчиков.
Постарайтесь понять, в чем специфическая компетенция данного исполнителя. Некоторые студии специализируются на анимированных Flash-сайтах, некоторые – на разработке интернет-магазинов или корпоративных порталов. Некоторые используют собственные технологии и платформы управления сайтами, другие покупают их на стороне, третьи вообще используют бесплатные или пиратские решения.
Старайтесь увидеть в разработчике партнера со своей точкой зрения, а не исполнителя любых ваших желаний.
Обычно, если первый опыт сотрудничества успешен, вы еще не раз встретитесь с новыми идеями и проектами. Если неуспешен – все придется делать заново, в том числе и платить.