Опыт участия в РИФ-марафон в 2007 г. позволил Юмисофт побывать в различных регионах России и собственными глазами увидеть и оценить состояние рынка веб-разработки не в столицах.
На первый взгляд, оно достаточно удручающее – действительно хороших разработчиков мало, но даже они работают практически «за еду». Большинство же просто демпингуют и зарабатывают не на собственных услугах, а преимущественно на дилерской комиссии различных CMS. Полученные впечатления заставили задуматься о том, действительно ли все так плохо, и если да, то почему.
Как и зачем изучался рынок?
Исследование проводилось с целью выявления реальной ситуации на рынке создания веб-сайтов в России, а также прогнозирования тенденций ее развития.
Методом сбора статистической информации послужило анкетирование веб-студий и фрилансеров, которые заказывали UMI.CMS.
Общий размер выборки составил 282 респондента, среди которых 110 веб-студий и 172 фрилансера. Респонденты расположены в различных регионах России, а также Украины, Белоруссии, Молдовы.
Приемлемая цена и более низкий уровень квалификации разработчика сайта для UMI.CMS, что особенно актуально в регионах из-за острого дефицита IT-кадров, послужили источником того, что абсолютное большинство отправивших заявку на партнерство были представителями различных регионов России (69%).
Только 31% заявок в сумме пришелся на столицы – Москву (20%) и Санкт-Петербург (11%). Таким образом, Юмисофт получил уникальную информацию о реальной стоимости создания сайтов в регионах.
Какие результаты?
Итак, к цифрам:
195 веб-студий и фрилансеров из различных городов России (за исключением Питера и Москвы), а также ближнего зарубежья предоставили достоверную и проверенную информацию о своей деятельности.
- 47% веб-студий в регионах создают сайты в ценовой категории до 30 000 руб.,
- 39% - по цене от 30 000 до 90 000 руб.
С фрилансерами дело обстоит еще хуже:
- 49% из них создают сайты по цене от 10 до 30 тысяч рублей,
- 39% и вовсе до 10 000 руб.
Сравним эти показатели по московским и петербургским разработчикам. Наибольший объем предложения среди веб-студий (48%) находится в сегменте от 30 до 90 т.р. Столичные фрилансеры в большинстве своем (56%) работают в диапазоне от 10 до 30 т.р.
Уже сейчас мы видим, что разница в стоимости услуг в столицах и в регионах составляет 2-3 раза. При этом стоит учитывать, что в числе респондентов нет компаний премиум-класса. Это реальная действительность большинства российских веб-разработчиков.
Определить динамику роста рынка и спрогнозировать дальнейшее развитие событий нам поможет исследование 2005 года по Москве и Санкт-Петербургу «Cколько стоит корпоративный веб-сайт», проведенный компанией «Альт-Медиа Группа». По его результатам мы можем говорить о прогнозах на 2008-2009 гг.
Итак, тенденция такова, что к концу года можно ожидать увеличение количества предложений в ценовом диапазоне от 90 до 150 тыс. руб и от 150 тыс. до 500 тыс. руб.
Рост этих сегментов будет осуществляться за счет снижения объема предложения, прежде всего в более дешевом сегменте от 30 до 90 тыс. руб. Таким образом, рост цен на услуги по созданию сайтов в Москве и Петербурге ожидается более чем двукратный к середине 2009 г. Конечно, останутся и недорогие предложения, но существенно снизится их доля в общей массе.
Как мы выяснила компания Юмисофт, стоимость услуг в Москве и Петербурге выше чем в регионах в 2-3 раза. Объективный прогноз перераспределения объема предложения в зависимости от цены в этих городах, позволяет говорить о такой же тенденции и в регионах.
Иными словами, это означает, что региональные разработчики должны перейти в следующую для них ценовую категорию – к середине 2009 года максимальный объем предложения в регионах должен быть в ценовом диапазоне от 30 до 90 тыс. рублей у студий, и от 10 до 30 тыс. рублей у фрилансеров.
Как выбор CMS влияет на прибыльность бизнеса веб-разработчика?
Второй аспект, который стоит рассмотреть в исследовании – влияние выбора CMS в качестве инструмента создания сайта на общую доходность бизнеса веб-разработчика.
Среди используемых коммерческих CMS, указанных веб-разработчиками в анкетах, были 1С-Битрикс, NetCat, HostCMS, ABO.CMS, Amiro, S.Builder и ряд других. Т.к. анкета заполнялась с целью получения ознакомительной версии UMI.CMS и заявки на потенциальное партнерство, по понятным причинам вы не видите этого продукта в списке.
Одним из полей анкеты была доля CMS в стоимости услуги по созданию сайта – для вышеуказанных коммерческих систем эта доля составила от 30% до 50%.
Бизнес веб-разработки – это бизнес в сфере услуг, который изначально подразумевает доход от основной деятельности как доход от произведенных работ, а не как перепродажу чужих продуктов. Также, например, как парикмахерская получает основную прибыль собственно со стрижек, нежели с продажи средств по уходу за волосами.
Опыт компании говорит, что средняя рентабельность веб-студии составляет 40%. Таким образом, 60% стоимости услуги составляет ее себестоимость. Это позволяет утверждать, что сбалансированная стоимость CMS как инструментария не должна превышать 20-30% от стоимости всей услуги.
Как видно из исследования, ни одна коммерческая система из используемых анкетируемыми разработчиками не позволяет им достигнуть оптимального соотношения цены инструмента в общей стоимости работ.
Выбирая между стоимостью различных CMS можно снизить стоимости услуги на 18-30%. Таким образом, за счет более низкой цены продукта даже при невысокой стоимости услуги разработчик может сохранять оптимальное соотношение между затратами на инструменты и собственно выполнение работы в общей стоимости услуги.
Выводы и факторы, влияющие на развитие рынка
Рост цен на услуги по созданию сайтов как в столичных городах, так и в регионах, неизбежен. Так, по нашим прогнозам, наибольший объем предложения на рынке создания сайтов в Москве и Санкт-Петербурге к середине 2009 г. будет в ценовых сегментах от 30 до 90 и от 90 до 150 тыс. руб. Существенно возрастет объем предложения в диапазоне от 150 до 500 тыс. руб.
В регионах наибольший объем предложения по созданию сайтов будет в ценовом диапазоне от 30 до 90 тыс. руб. у веб-студий и от 10 до 30 тыс. руб. у фрилансеров.
Данный прогноз сделан на основе анализа существующих на рынке ценовых тенденций за 2 года. Конечно, на рынке всегда будет сегмент демпингующих небольших компаний и студентов, готовых сделать сайт для портфолио. Но основной тренд все равно направлен в сторону увеличения стоимости услуг. Ожидаемый рост цен обусловлен следующими факторами:
1) Низкая стоимость разработки сайтов и IT-услуг в целом в регионах в большой мере объясняется тем, что заказчики этих услуг еще психологически не пришли к осознанию их реальной стоимости. При сопоставимом уровне цен на все остальные товары и услуги в столичных регионах и других городах России, такой сильный разброс именно в сфере веб-разработки во многом объясняется именно этим свойством.
Как правило, региональный заказчик не понимает, из чего складывается стоимость услуги по созданию сайта. Проблема усугубляется тем, что результат труда в IT нематериален, поэтому априори менее ценен для заказчика.
В столичных регионах эта проблема уже мало актуальна, так как бизнесмены научились извлекать реальную прибыль из работы с онлайн-аудиторией. В регионах эта ситуация уже начинает меняться – обжегшись на первом опыте заказа сайта по принципу «дешево и сердито, чтобы было» региональные бизнесмены начинают воспринимать сайт как реальный коммерческий инструмент.
Они серьезнее подходят к выбору подрядчика и размеру инвестиций в создание сайта, поэтому задача разработчика – повышать уровень своей квалификации, помогая заказчику в реализации этих целей.
2) Несопоставимая стоимость услуги и используемых при ее создании инструментов на сегодняшний день не позволяет нормально развиваться бизнесу в сфере веб-разработки. Коммерческая CMS при нынешних ценах на создание сайта «потребляет» до 50% валового дохода от каждого заказчика.
Очевидно, что цены на системы управления сайтом если и будут меняться, то только в высшую сторону. В этом случае веб-разработчику нужно не только оптимизировать свои затраты за счет выбора более доступного продукта, но и повышать общую стоимость своих услуг за счет повышения качества и удовлетворения потребностей заказчика с точки зрения коммерческой эффективности сайта.
Таким образом, повышая собственную квалификацию и ценность своих услуг в глазах потенциального заказчика, а также выбирая экономически эффективные инструменты создания сайта, веб-разработчик может в несколько раз повысить прибыльность своего бизнеса. Это особенно актуально для веб-студий, работающих в регионах России.
Другой перспективой развития для региональных разработчиков может стать взаимодействие со столичными компаниями. На фоне дефицита IT-кадров, многие московские и петербургские разработчики готовы отдавать имеющиеся заказы на аутсорсинг в регионы. При такой схеме более низкая стоимость услуг в регионах является конкурентным преимуществом, но качество выполнения должно быть на уровне столиц.
Юмисофт. Февраль, 2008