В последнее время только не ленивый не обсуждал мировой финансовый кризис. И не зря — его последствия уже ощутимы для большинства крупных компаний. В связи со всеобщим волнением, редакции было интересно узнать прогнозы возможных последствий кризиса для IT-рынка Санкт-Петербурга. Мы попросили представителей ведущих компаний города –
Маргарита Деминская, руководитель службы маркетинга компании Юмисофт считает, «что определенные проблемы уже начались — количество заказов уменьшается, текущие проекты замораживаются. Это вполне понятно - проблемы банков стали проблемами их клиентов, а проблемы заказчиков стали проблемами веб-студий. Маркетинг и реклама по понятным причинам идут одними из первых кандидатов на "урезание" в случае какой-либо нестабильности. Понятно, что бюджеты на интернет попадают в эту категорию. В этих условиях тяжелее всего придется тем, кто появился недавно и не наработал еще более-менее устойчивой клиентской базы, а также не имеет запаса финансовой прочности. С другой стороны "монстры", которые специализируются на сложных и дорогих интернет-проектах, тоже не в самой выгодной ситуации в условиях общего урезания бюджетов. Те компании-клиенты, которые продолжают интернет-активность, стали "скромнее" в своих запросах, поэтому веб-студиям, работающим с высокими бюджетами, придется жить либо в условиях очень низкого спроса в рамках своей ценовой категории, либо пересматривать ценовую политику".
Роман Юшко коммерческий директор интернет-агентства TRINET, считает, что такая ситуация на IT-рынке продлится как минимум до весны.Андрей Рябых, владелец компании WebMaster.SPb, более оптимистичен – "На моей компании кризис не отразился. Что касается отрасли – идет незначительное сокращение сотрудников, но пока оно не выходит за рамки стандартной кадровой сезонной оптимизации. С точки зрения востребованности услуг веб-девелопмента клиентами - перераспределение бюджетов пойдет в сторону электронной коммерции. Компаниям сейчас нужно будет минимизировать издержки – клиенты будут отказываться от дорогостоящих промо-сайтов в пользу реально работающих и приносящих доход проектов. Если говорить о рынке продажи-покупки стартапов, то для инвесторов сейчас очень выгодный период. Цены на проекты упали в несколько раз".
В агентстве TRAFFIC считают, что рынок интернет-рекламы от кризиса выиграет. По словам Анны Кузьминой PR-менеджера интернет-агентства TRAFFIC, финансовый кризис заставит игроков рынка пересматривать статьи расходов: на персонал, на рекламу. Не исключено, что интернет-реклама может даже выиграть, как недорогой и эффективный канал коммуникации с потребителями. Часть рекламодателей может переформировать бюджет в пользу интернета (например, те, для кого ТВ станет слишком дорогим). "Хотя рост рынка интернет-рекламы несколько замедлится - по нашим прогнозам он составит 20-30% в 2009 году против 70% в 2008. Но и это весьма неплохо, на фоне спада темпов роста рынка в других медиа. В ситуации кризиса некоторые компании наоборот увеличивают свое присутствие в интернете, за счет сокращения присутствия в других медиа. Такая ситуация складывается из-за необходимости строго подходить к бюджету, оставляя только те каналы, которые максимально эффективны. Например, в автосалонах и строительных компаниях, стоимость звонка по интернет-рекламе одна из самых низких после радио, но качество такого звонка на 2 порядка выше, чем радийного. " - констатируют ситуацию в компании TRAFFIC.Далее мы поинтересовались, планируется лм в компании сокращение штатов. В компании Юмисофт отметили, что изменения коснулись в основном отдела маркетинга, а в остальных отделах компании какие-либо изменения не планируются.
В TRAFFIC сокращений персонала пока не планируется - в агентстве занялись более тщательным анализом внутренних процессов для выявления скрытых резервов и возможностей для оптимизации. "Думаю, небольшие сокращения могут коснуться нашей инвестиционной деятельности, как отказ от реализации ряда идей, так и сокращения некоторого количества персонала, работающего над текущими проектами". - считает Анна Кузьмина.В TRINET комментировать этот вопрос отказались. А Андрей Рябых отметил, что не только не ощутил воздействие кризиса, но и собирается использовать ситуацию, – «Я рассматриваю несколько путей, как использовать кризис с пользой для себя. Во-первых, покупка подешевевших проектов и привлечение персонала на выгодных для компании условиях. Во-вторых, предложение новых продуктов, которые могут быть востребованы во время кризиса».
Как говорится – "кому война, а кому мать родна". Поживем, увидим.