Сегодня, диалог об интернете продолжает Александр Томилов, генеральный директор "TomStudio".
- Почему заинтересовались именно бизнесом интернет-технологий?
- Порог вхождения в этот бизнес был, впрочем, и остается очень низкий. Нужна незначительная финансовая база и немного навыков. В самом начале компания состояла вообще из двух человек и нормально функционировала.
- Вашими первыми клиентами стали "Дельта Телеком" и "Таврический банк". Как молодая студия завоевала доверие столь крупных клиентов?
- Это были тендеры, в которых мы выиграли.
- Как родилось название компании?
- Вначале просто зарегистрировали доменное имя, а потом оказалось, что "самолет летит". Так появилась "TomStudio". Правда сейчас хочется поменять часть названия. Раньше деятельность компании была связана только с веб-дизайном, поэтому окончание "студия" было оправдано. Сейчас мы скорее интернет-агентство. Получается, что нынешнее название сужает представление о нас.
- В списке предоставляемых услуг Вы особенно выделяете создание Интернет-магазинов? Почему?
- Получилось так, что мы накопили достаточно большой опыт по созданию интернет-магазинов, поэтому способны предлагать такое интернет-решение как отдельную услугу для своих клиентов.
- А почему, когда задумались о развитии такого направления как продвижение в интернете, решили создать отдельную компанию Тактоми? Не проще ли было создать отдельный департамент внутри TomStudio.
- Просто так проще управлять. Да и взаимодействие более эффективное.
Все вопросы по рекламе переходят автоматически в Тактоми, а вопросы о интернет-решениях - в "TomStudio". То есть, смотря, какая потребность у клиента, подключаем тех или иных специалистов.
- На счету "TomStudio" большое количество "мобильных сайтов" – это любимое направление?
- Однажды сделали один успешный проект, затем второй. А потом клиентская база стала прирастать за счет наших проектов. Как только проект становится весомым на рынке, мы становимся интересными остальным участникам.
- Как можете охарактеризовать рынок веб-услуг в Санкт-Петербурге.
- Мы работаем на рынке с 1998 года. Ситуация с тех пор мало изменилась. Весь вопрос в том, как я уже говорил, порог вхождения в этот бизнес очень не велик. Формально любой человек, прочитав определенный набор книжек и получив какой-то первичный опыт – поднимает флажок и говорит, что они могут делать сайты. Формально такие люди в чем-то правы. Все оказывают услуги веб-дизайна.
Представьте, клиент открывает желтые страницы и видит более 200 компаний, которые оказывают аналогичные услуги. Однако цены компаний отличаются порой на несколько порядков. После этого состояние человека, выбирающего подрядчика, сами понимаете, какое.
Но как обычно бывает, на неустоявшихся рынках, игроков, которые играют серьезно очень мало, их почти нет в нашем городе. Я имею в виду те компании, которые называют своей ключевой профессиональной деятельностью разработку веб сайтов, и при этом, ведущие эту деятельность как самостоятельный бизнес. Сюда не входят агентства интернет-рекламы, компании, которые являются членами всевозможных холдингов, в которых эффективность этого бизнеса не является определяющим моментом. С одной стороны, последние решают вопросы всего холдинга, с другой – выступают на рынке интернет-технологий с какими-то услугами. Получается, что независимых компаний, которые ориентированы на разработку веб-сайтов, умеют зарабатывать деньги, и развиваются очень мало.
Вряд ли появятся новые крупные игроки, а это значит, что кардинальных перемен на рынке не предвидится.
- И как в такой "нестабильной ситуации" чувствует себя "TomStudio" ?
- Мы достаточно уверенно себя чувствуем на рынке, в любых ситуациях и в любых конкурсах. Вряд ли наши ощущения изменятся в ближайшее время.
Если говорить о наших планах, то хотелось бы больше хороших и интересных проектов в Санкт-Петербурге. Сейчас много московских проектов. Что касается услуг, то появятся типовые решения, вроде электронных магазинов. Будем активно развивать консалтинговое направление, сейчас у нас много проектов, в которых мы выступаем как консультанты на этапе инвестиционного планирования, помогая компаниям выстраивать стратегию использования Интернета для достижения своих целей.
В общем, экстенсивный рост – вот наши планы. Будем улучшать качество наших услуг, их эффективность.
- Какой клиент чаще приходит в вашу компанию: подкованный или плохо понимающий, зачем ему нужен сайт?
- Всегда по разному. Тенденцию конечно не проследить. Интернет для некоторых все так и считается чем-то новым и неизведанным. Например, разговаривать с компанией, которая направлена на производство чего-либо намного труднее, чем с компанией специализирующейся на маркетинговых коммуникациях.
Многим клиентам задача ясна только на первый взгляд, нужен сайт в интернете, а что дальше делать - они не понимают. Все организации, работающие с нами, обычно, пожалуй, объединяет одно – с помощью наших решений, они хотят добиться конкретных результатов в повышении конкурентоспособности своего бизнеса. Иначе наша деятельность не имеет для них смысла.
- И последний вопрос. Под каким девизом работает "TomStudio" ?
- Один наш клиент написал на корпоративном календаре "TomStudio" маркером слоган – мы никогда не спешим, но никогда не опаздываем. Так этот календарь у нас и висит.