Отрицательные заключения Правительства, профильных комитетов Госдумы и экспертов на антиспамовые дополнения к ФЗ «О рекламе» не остудили законотворческого пыла их авторов. Положения, которые не удалось внести в действующий закон, теперь появились в проекте его новой редакции.
Проект федерального закона № 120079–4 «О рекламе», внесенный депутатами Волковым, Мединским, Комиссаровым, Драгановым, Медведевым и Кармеевым, содержит новую статью — «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи общего пользования».
Согласно ей, «Распространение рекламы по сетям электросвязи общего пользования (в том числе с использованием телефонной, факсимильной, мобильной связи и компьютерных сетей) допускается только при наличии предварительного согласия адресата на получение рекламной информации. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия адресата, если отправитель (рекламораспространитель) не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить рассылку рекламных сообщений в адрес лица, обратившемуся к нему с таким требованием».
По сравнению с законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон „О рекламе“, Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» формулировка стала более лаконичной, однако все имевшиеся к ней претензии остались на месте.
То есть, по-прежнему считается, что в виде спама распространяется только реклама, по-прежнему предлагается узаконить порочный принцип opt-out, по-прежнему, нарушение в сфере рекламной деятельности относится к правонарушениям настолько высокой степени тяжести, что отменяется презумпция невиновности, по-прежнему, существует уверенность, что в ответ на первое же гневное письмо спамер одумается и перестанет безобразничать.
Любопытно, что теперь эту уверенность разделяет и Валерий Комиссаров, чья подпись стоит под одним из отрицательных заключений на законопроект «О внесении изменений…» Хотя полгода назад, по словам Комиссарова, «имелись существенные недостатки, которые в конечном счете привели к тому, что комитет рекомендовал Госдуме отклонить документ».
Похоже, вместо того, что потратить эти полгода на изучение предмета регулирования и кардинальную переработку законопроекта, спамоборцы от законодательной власти предпочли убедить Комиссарова в своей правоте. Ясное дело, всем вместе на старые грабли наступать куда веселее.