Компании современного рынка интернет-услуг в борьбе за мифическое лидерство давно столкнулись с одной из самых распространенных проблем, которая как чума преследует любую отрасль – поиск профессиональных кадров. В конечно итоге любая компания без квалифицированных специалистов - ничто. А выбиться в первые ряды можно только при наличии «светлых» голов. Мыслят такие головы обычно в следующих направлениях: дизайн, программирование, реклама и т.п. Но много ли таких специалистов на рынке?
«Откуда растут ноги»
Суть кадровых перипетий станет ясна, если проследить, как появлялись профессионалы рынка интернет-услуг.
Итак, отечественный Интернет начался в СССР 15 лет назад (1990 год) с первого домена SU, который остался у России по наследству. В 1994 году выделили национальный домен RU, российский Интернет стал «рунетом», а домен SU оказался в анабиозе. Этот период сформировал первых специалистов по программингу.
Идем дальше. 1995 год. Лебедев понимает, что интернет – «золотое дно» и открывает студию WebDesign. Следовательно, массовое появление web-дизайнеров, а также популяризация новой профессии приходится где-то на середину 90-х годов.
Примерно, в это же время появляются первые баннерообменники, а, следовательно, и интернет-рекламщики. К сожалению, более точная информация отсутствует.
Получается, как и в любой сфере, различные специалисты в области интернет-услуг появлялись только по мере необходимости молодого рынка. Основные навыки люди приобрели «методом научного тыка», а не потому, что прослушали и усвоили 5-летний курс в высшим учебном заведении или, элементарно наработали несколько лет незаменимого опыта.
Отсюда вырисовывается основная кадровая проблема рынка интернет-услуг: кустарей и «знатоков» много, а вот талантливых и профессиональных специалистов днем с огнем не сыщешь.
Взгляд со стороны
Ведущие рекрутинговые агентства Петербурга единодушно сходятся во мнении – специалисты в области ИТ (в широком смысле) являются одними из самых востребованных работников. Но совсем иначе дело обстоит со специалистами из сферы интернет-услуг.
«За последние 9 лет, - рассказывают специалисты одного из крупнейших агентств, - «ИТ рынок испытал как взлеты, так и падения. За резким всплеском в 1998 году последовал затяжной кризис 2000-2002 года, поступательное развитие во второй половине 2003 года, активный рост в первом полугодии 2004 года и резкое усиление роста во второй половине 2004 – начале 2005. В связи с выходом на рынок крупнейших мировых компаний, стали предъявлять очень высокие требования к специалистам разработчикам, так как для участия в разработках продуктов для мирового рынка требуется высочайшая квалификация и владение самыми современными технологиями, иметь опыт работы надо крупными продуктами, в больших коллективах. Такова общая тенденция. Талантливые одиночки сейчас менее востребованы – требуются командные игроки».
«Если говорить о сфере IT в целом, то на сегодняшний день поступает большое количество запросов на подбор программистов, специалистов по тестированию, руководителей групп разработчиков и менеджеров проекта», - отмечает Наталья Числер, консультант по IT и телекоммуникациям компании АНКОР.
«В среднем заработная плата на опытных программистов – разработчиков на С ++, С # и Java составляет 1500 – 2000 долларов. Специалисты по тестированию программного обеспечения могут рассчитывать примерно на тот же уровень заработной платы, около 1200-1800 долларов.
Руководители групп, менеджеры проектов имеют ожидания от 1800 долларов, верхнюю планку определить достаточно сложно, она зависит от того опыта, который уже накоплен кандидатом.
Говоря о таких специалистах, я имею в виду наличие у них, по крайней мере, трехлетнего опыта работы в коммерческой разработке программного обеспечения для программистов и специалистов по тестированию и пятилетнего для руководителей групп и менеджеров проектов».
К сожалению, спрос на специалистов интернет-услуг сейчас минимален. Вырисовывается странная картина. Хороших специалистов не хватает, но, по мнению рекрутинговых агентств, спрос на такие специальности как web-дизайнер, html-верстальщик отсутствует.
По мнению Натальи, такая ситуация возможно обусловлена тем, что интернет-компании достаточно редко масштабно увеличивают свой штат и справляются с небольшим подбором самостоятельно.
А в это время
В отличии от рекрутинговых агентств, компании, предоставляющие интернет-услуги ощущают явный дифицит специалистов, но только в качественном смысле: креативных и талантливых не хватает. «Много желающих работать, но умеющих – мало», - говорит Юрий Степанов, генеральный директор «Петерлинк.веб».
На сегодняшний день рынок интернет-услуг ощущает явную потребность в следующих специалистах:
1. Web-дизайнеры
2. Программисты
3. Верстальщики
4. Менеджеры проектов
Что касается 2, 3 и 4 пунктов, то вместо того, чтобы искать специалистов сомнительного качества, продвинутые руководители «выращивают» их: лучше год-два потерять, зато получить хорошего работника.
Но вот пока вырастишь фрукт под названием web-дизайнер, компания успеет разориться.
«Дизайнером сейчас называет себя каждый, кто научился что-то делать в фотошопе, а людей с хорошим художественным образованием и пониманием специфики работы для Интернет – очень мало», - поделился Юрий Степанов. Поэтому найти действительно квалифицированного дизайнера крайне трудно.
Однако, не смотря на глобальные трудности в поиске нового сотрудника, руководители компаний предпочитают использовать незамысловатые средства: объявления на job.ru или на профессиональных сайтах, рекомендации знакомых.
На вопрос, почему ваша компания не пользуется услугами профессиональных рекрутинговых агентств, были получены такие ответы.
Сергей Котырев, ЮмиСтудия
«Пользовался, но безрезультатно. У рекрутеров нет опыта для правильной оценки нужных нам IT специалистов. Другое дело те, кто ищет специалистов для оффшорного программирования - там рынок гораздо больше и есть свои спецы по кадрам. У нас рекрутеры пока могут быть полезны при подборе менеджерского состава».
Юрий Степанов, Петерлинк.веб
«Дорого и есть подозрение, что они не знают что мне нужно. Да и масштабы по количеству нанимаемых сотрудников у нас не те. Нам нужно-то всего 2-3 сотрудника в год»
Андрей Рябых, WebMaster.Spb
«Скептически отношусь к возможностям их (рекрутов – прим. ред.) оценки специалистов нашей отрасли».
На данные комментарии, Наталья Числер отреагировала просто: «Мне кажется, такого рода мысли про рекрутеров - это уже прошлое».
Будем надеяться, что через пару лет ситуация на рынке измениться. Молодые специалисты заметно подтянут свой профессиональный уровень, а, следовательно, интернет-компаниям будет из кого выбирать новых сотрудников.