Четверг, 23 июня 2011 г.
ITПоиск

ITОпрос

Как часто Вы посещаете блоги?

Несколько раз в день
1 раз в день
Несколько раз в неделю
1 раз в неделю и реже
Не посещаю
Блоги - а что это такое?




Покойся с миром, визивиг – здравствуй, вигивис (1/+0)

25.10.2005, Якоб Нильсен Забугорье

Макинтошевский интерфейс (и основанный на нем виндовый) дожил до своего предельного возраста. Очень может быть, что новая система, так называемый целеориентированный пользовательский интерфейс (results-oriented UI), в будущем может сильно облегчить пользователям жизнь.

Последние 25 лет прошли под знаком правления единственного пользовательского интерфейса, «макинтошевского». Тем не менее, последний отправляется на пенсию, и будет заменен новым подходом, частично изменяющим самые ценные принципы взаимодействия с пользователем.

В сравнении с предшественниками, макинтошевский GUI значительно удобней в пользовании: вместо того чтобы набивать текстовые команды с ключами  и параметрами, человек может выбирать пункт в меню, избавляясь от возможных неточностей, вызванных опечатками. Меню, панели инструментов и диалоги работают с видимыми на экране объектами, которые точно отражают цели пользователя. Такой подход известен как WYSIWYG (что ты видишь, то и получаешь). Я называю такой подход «макинтошевским», хотя он и берет начало от  Xerox PARK, и получил первое коммерческое применение на машинах Xerox Star и Apple Lisa.

WYSIWYG имеет серьезное преимущество перед предшествующими способами взаимодействия машины с человеком, в которых пользователь формулировал свою цель абстрактно и только потом видел результат. К примеру, чтобы сделать текст полужирным Вы выделяете нужный фрагмент мышью и нажимаете кнопку Ж . Довольно просто; и, самое главное, сразу видно, что в итоге. В любой момент Вы видите на экране все сделанное, как если бы это было распечатано.

В существовавших ранее текстовых процессорах, таких как WordStar, для достижения той же цели Вам бы пришлось дописать до и после нужного фрагмента <bold-on> и <bold-off>, плюс увидеть форматирование можно было только на распечатке. Каждый, кому доводилось вручную писать HTML, знает, насколько это трудоемкий и чреватый ошибками процесс.

Очевидно, что визуальный редактор был намного удобнее в пользовании, как и весь интерфейс Маков, потому он и протянул так долго.

Ограниченность WYSIWYG интерфейса

Как ни печально, мы подошли к пределам возможностей существующих принципов взаимодействия с пользователем. Отображение команд в меню, на панелях инструментов и в диалогах хорошо работает с ограниченным количеством элементов; однако MS Word содержит 1500 команд, и пользователи, как правило, понятия не имеют где их искать.

Другой крупный минус WYSIWYG в том, что он тянет за собой много ручной работы и требует от пользователя развитого воображения, позволяющего представлять будущий результат. Да, Вы можете лепить вашу задачу руками до тех пор, пока не вылепите из нее желаемое, визуально отслеживая  каждое изменение, но Вам придется сделать все изменения самому, ценой множества кликов.

Еще хуже то, что Вы начинаете с чистого экрана, и должны сами идти к цели пошагово. Хотя Микеланджело и мог видеть готовую статую в куске необработанного камня, среднестатистического пользователя подобная задача заставила бы сильно напрягаться.

Посему взаимодействие с визуальными объектами имеет три главных ограничения:

  • избыток команд, каждую из которых еще нужно отыскать (чего большинство людей не делает, поэтому не использует большинство функций, за которые отданы деньги)
  • слишком много кусочков нужно отколоть от булыжника чистого экрана на пути к цели, в результате – очень низкая производительность
  • никакой инструкции по сборке, Вы должны сами определить, как сделать желаемое, применяя множество отдельных команд (это не дает большинству пользователей  проявлять свои способности, люди вообще лучше меняют существующее, чем создают что-то с нуля)

Как я ни ругал MS за их тысячи похороненных где-то функций, компания на самом деле располагает сильной usability-командой, и была хорошо ограждена от проблем.

В основном они безуспешно пытались превратить юзабилити в некую еще больше запутанную затею. В итоге, сейчас Microsoft  делает даже больше чем достаточно: сохраняя часть старого интерфейса, переходит к совершенно новому.

(переходя к новому прототипу, мы должны сохранить главное преимущество WYSIWYG: экранные объекты связаны с действием иконками, очень похожими на результат этих действий, так что люди просто сравнивают, определяя действительно ли они получат желаемое.)

Следующее поколение: целеориентированный интерфейс

Следующая версия MS Office под кодовым названием “Office 12” будет основана на новом подходе к взаимодействию с человеком, т.н. целеориентированном пользовательском интерфейсе. Как видно на скриншотах, самые громоздкие пережитки прошлого – меню и панели инструментов – в основном вытерты. Теперь акцент на том чтобы позволить пользователям уточнить, какой результат им нужен, вместо сосредоточенности на элементарных действиях, которые надо совершить на пути к цели.

Новый интерфейс демонстрирует галереи вероятных результатов, каждый из которых сочетает множество операций форматирования. Из этой галереи Вы выбираете нужный макет, скажем организационную диаграмму или целый документ, и наблюдаете за его внешними изменениями, проводя мышью по вариантам в галерее. Принцип взаимодействия был поставлен с ног на голову, теперь он звучит так: «то, что ты получишь, это то, что ты видишь» (WYGIWYS).

Это как если бы Вы, перелистывая альбом античной скульптуры, могли указать на каменную глыбу со словами: «Хочу, чтобы это стало Давидом (или Венерой Милосской)». При каждом упоминании внешности Ваш кусок гранита менял бы форму, получая новое лицо или габариты, указанные Вами.

Для настоящей скульпторской работы такой интерфейс выглядел бы как голограмма из «Звездных войн», но такое должно быть осуществимо уже сейчас для 3D-редактора или другой созидающей  программы. На сегодняшний день мы можем увидеть, каким образом целеориентированный интерфейс работает для программ типа MS Office. Несмотря на то, что я придерживаю свое окончательное мнение о программе до тех пор, пока не поработаю с ней какое-то время, новый дизайн похоже решает многие проблемы предыдущих интерфейсов.

Если бы новый подход представил кто-нибудь другой, скорее всего он остался бы диковинкой на годы; но MS Office находится на особом положении – программы с наиболее используемым в мире дизайном интерфейса. Из экспериментов с пользователями мы знаем, что люди часто требуют функциональности, аналогичной Office, от других интерфейсов. Когда Вы чаще всего имеете дело с чем-то одним, Вы хотите чтобы в других программах оно тоже было.

Люди не любят возни с командами и настройками в web, поэтому многие функции по настройке остаются невостребованными. В любом случае было бы интересно посмотреть, как эти новые идеи переведут в программы, непохожие на Office.


Источник:

www.useit.com


ITОбсуждения

Сообщения, начиная с 1-го (всего: 1)

 

25.10.2005 16:49 // Алексей Новиков  [email protected]

Концепция-то, в общем, не нова.

Возьмем Photoshop. Идем в меню Image -> Adjustments -> Variations. Увидим этот самый WYGIWYS, где можно выбрать варианты изображения-результата.

Есть программы, где шрифт выбирают не просто по его названию, а по представленному образцу начертания. Кажется, в Corel Draw.

ответить



Новое высказывание

Редакция напоминает, что в комментариях запрещается:
- возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды;
- вторжение в частную жизнь обсуждаемых лиц;
- употребление ненормативной лексики, публикация угроз, оскорбление участников форума;
- публикация сообщений, содержание которых входит в противоречие с законодательством РФ;
 
Высказывания, нарушающие данные Правила, будут удаляться модератором без специального предупреждения.


Ваше имя:

Ваш E-Mail:

Сообщение: *

Введите код, используя картинку в качестве подсказки: *
KEYCODE


Материалы по теме

  • 08.08.2007 Брэд Фитцпатрик ушел из "Живого Журнала" (0/+0)
  • 31.07.2007 Участник форума "зажигает" трейлер своего оппонента (0/+0)
  • 20.07.2007 Гарри Поттер утек в сеть (0/+0)
  • 09.01.2007 Компания Intertainer запатентовала скачивание цифрового контента (0/+0)
  • 17.01.2006 Якоб Нильсен дает советы как оставить поисковики без денег (10/+0)
  • ITОбсуждения

    ITРеклама