Нет более благодатной темы для разговора, чем современная интернет-реклама. И действительно, в этой области постоянно что-то «течет и изменяется». Особенно это касается статистической информации, которой много, но когда пытаешься таргетировать свой интерес по этому вопросу, то тут же спотыкаешься. При чем многие не могут найти данных не то что по интерент-рекламе, но даже по интернету вообще.
Вот совершенно свежий пример. Ко мне обратились с просьбой помочь найти информацию об аудитории питерского интернета. Хотелось сказать сразу: «Нет такой информации!». Но сдержалась – решила проверить. Проверила – то, что нашлось просто жалкие крохи.
Подобное отсутствие статистических данных касается и питерского рынка интернет-рекламы. Вроде бы море данных, но начинаешь вдаваться в подробности – данные то отсутствуют, точнее никто не задумывался провести исследования в этой области, потому то их и нет.
По данным, WebPlanet, мировой оборот рекламы в 2004 году составил $ 9,6 млрд. Россия внесла свой вклад в мировое дело в виде $ 30 млн., если не учитывать контекстную рекламу. Однако сколько «зеленых» крутится в Петербурге не сказано. Не вопрос – обратимся к крупным компаниям на питерском рынке в области интернет-рекламы со следующими вопросами:
- Какова доля дохода от интернет-рекламы в СПб?
- Какой прирост можно ожидать в 2005 в СПб?
- Какой процент занимает on-line реклама от всего рынка рекламы в СПб?
- Можно ли сегментировать в процентном отношении питерский рынок on-line рекламы (например: поисковая реклама занимает n%, rich madia - x% и т.п.)?
Специалисты смогли одинаково ответить только на первые вопросы. А дальше….Судите сами.
По мнению, Алексея Куприянова, генерального директора интернет-агентства Traffic, Петербург за 2004 год получил $ 0,8 – 0,9 млн. на интернет-рекламе, что составляет около 3% российского рынка. В 2005 году можно будет заработать не более $ 1,2 – 1,4 млн., так как ощущается явная нехватка рекламных мест. Сказать какой процент занимает on-line реклама на питерском рынке рекламы невозможно – нет данных. Сегментировать тоже данных не хватает, да и зачем: региональный контекстный рынок очень тяжело считать, а на rich media уходит, наверно, до 10%.
Несколько иного мнения придерживается Андрей Добрый, директор по маркетингу интернет-агентства Molinos. Во-первых, общий оборот от российской интернет-рекламы намного больше $ 30 млн., даже если говорить только о рекламных агентствах. Что касается оборота питерских агентств по всем видам рекламы в Сети, то, предположительно, в 2004 году общий доход составил около $ 1 млн. Во-вторых, благодаря контекстной и поисковой рекламе в 2005 году прирост может составить порядка 50%.
Как сегментирована on-line реклама, г-н Добрый не знает, но знает, как это выяснить: «Для сегментации нужно взять все раскладки хотя бы по основным агентствам. Сами rich media не показатель. Основным по-прежнему является "тупое" статическое или динамическое гео размещение, разбавляемое контекстами, ричами и прочими. В отличие от московских игроков нам (всем) не хватает больших постоянных бюджетов, чтобы уходить в анализ эффективности, нестандартных шагов и прочее. Рынок очень маленький и, по сути, он поделен, хотя и не факт, что окончательно».
Наиболее интересного мнения по сегментации рынка придерживается генеральный директор Taktomi.ru Варвара Ольшанская: «Рынок лишь подогревается ожиданиями и аналитическими выкладками, но рекламодатели не торопятся вкладывать деньги в интернет. По моим оценкам, петербургский рынок интернет-рекламы до сих пор мал и составляет не более $ 0,9 -1 млн. в год. Но несмотря ни на что, прирост оборотов в этом году, я ожидаю несколько больше, чем всегда – до 15 %. Обычно годовой прирост, по моему мнению, составляет не более чем 7-10 %, что весьма незначительно, по сравнению с московским рынком. Можно даже сказать, что доля московских брендов на рынке интернет-рекламы Петербурга равна доле всех петербургских брендов .
Сейчас on-line реклама занимает меньше чем 1-5 % от общего рекламного рынка. Это очень мало и непродуктивно для всей отрасли в целом. Если условно поделить рынок on-line рекламы, то я выделаю три сегмента (в скобках проценты от общей доли интернет-рекламы):
- контекстная реклама (40-60 % )
- медиареклама (в т.ч. и ричмедиа) (20-30%)
- PR (в т.ч и блоги) (10% )»
Резюмируем.
Интернет-реклама , ура, в Питере есть.
Ее много: общий оборот за 2004 от $0,8 до $1 млн.
Прирост доходов в 2005 году составит 15 –20 %, если заниматься просто интернет- рекламой, и 50 %, если заниматься в не просто интернет-рекламой, а контекстной и поисковой рекламой.
А дальше… мало кто представляет, что творится на рынке интернет-рекламы. Да и зачем. Вот такая грустная статистика.